Совсем недавно мой друг и брат Антон Иванов проповедовал в Новомосковской Библейской церкви о музыкальном поклонении в рамках серии проповедей о ДНК церкви. По моей просьбе Антон милостиво подготовил подробный конспект,  который хоть и кажется лонгридом, уверен, будет полезен всем, кто отвечает за церковное богослужение, музыку да и просто, хочет разобраться в вопросе — как и зачем христианам нужно петь. Его проповедь начинается с упоминания об известном нам всем Иване Проханове…

 

Иван Степанович Проханов (1869-1935) личность значимая и весомая. Его чрезвычайно кипучая деятельность, весьма содействовавшая развитию Евангельского христианства в России, отмечена особо вдохновенным поэтическим творчеством. Владимир Марцинковский, лично знавший Проханова, писал:

«Для Ивана Степановича писать стихи — его стихия, природная потребность. Он сочиняет или переводит стихи, едучи на пароходе или в поезде. Заметим, что его самостоятельные произведения гораздо звучнее переводных. Они напоминают поэзию наших выдающихся художников слова, Тютчев, Языков, Хомяков…»

Многие авторы сравнивали Проханова с Мартином Лютером в его желании развивать культуру евангельского пения в церквах. Он писал своему другу, композитору, о церковной музыке:

«Музыка должна иметь такой же характер, как содержащее радость Евангелие … Когда эта концепция … песни и музыки пришла ко мне, я начал действовать. Все мои гимны выражали победную веру Евангелия…»

Он понимал всю ценность музыкального поклонения и служения в церкви.

И сегодня у нас необычная тема для размышления — музыкальное поклонение в церкви.

Наша церковь только-только начала свое служение и нам важно понимать что мы делаем и почему мы это делаем. В частности это касается и нашего общего пения. Для того чтобы формировать евангельскую культуру пения в церкви нам необходимо разобраться, что же такое музыкальное поклонение и почему мы верующие поем на наших богослужениях. Когда мы приходим каждое воскресенье на служение, мы не можем представить себе наше поклонение без того, чтобы воздавать хвалу Богу. Мы должны понимать, что музыкальное служение в церкви играет важную роль и является существенным элементом поклонения Богу и прославления Бога.

Христианское песнопение — это не только важная часть церковных богослужений, но и жизненная потребность последователей Христа. Оно ободряет и подкрепляет дух, вселяет в сердце надежду и радость, возносит и утверждает Божие истины, назидает и устремляет к горнему.

На протяжении всей истории христианства музыка играла важную роль в поклонении, в прославлении Бога, оказывала содействие в духовном возрастании верующих. Священное Писание говорит нам о том, что народ Божий использовал этот чудесный Божественный дар музыки, псалмов, гимнов и духовных песнопений в самых различных жизненных ситуациях. Само по себе понятие музыки упоминается в Библии 838 раз, в то время как понятие ада, о котором Иисус говорил больше, чем о небесах, упоминается только 70 раз.

Например, в книге Исход в 14 и 15 главах мы видим, что после того, как Бог вывел народ Свой из Египта, народ восхваляет Бога, поет Ему:

Исход 14:31 «И увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь эту и говорили»

Или же книга Псалмов, которая по сути является сборником песен, который народ Божий пел. Согласно иудейской традиции богослужебной книгой Псалтирь стала ещё при Давиде — сперва в Скинии, потом в Храме.

Псалтирь 149:1 «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» 

Псалтирь 67:1-2 «Начальнику хора. Песнь. Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему»

В Новом Завете мы также ярко видим о том, что народ Божий прославляет Бога через пение. Например, читаем повествование о нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, в ту ночь когда Он установил причастие, Он вместе с учениками пели:

Евангелие от Матфея 26:29,30 «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую»

Или же мы читаем в книге Деяний апостолов о том, что Павла и Силу отправили в темницу и они там воспеваю Богу:

Деяния 16:23-25 «и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их»

Кроме этого в Послания к церквам такие слова наставления Павла Колосской церкви он пишет:

Послание к Колоссянам 3:16 «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу»

Также мы читаем, что не только на этой земле народ Божий, Его дети будут славить Господа в пении.

Библия учит, что на небесах каждый искупленный Христом верующий человек, независимо от своей национальности, будет прославлять Бога: Откровение 5:9 «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени».

 

I. Причины того, что христиане поют

Почему христиане так любят петь?

А. Евангелие

Мы поем не потому, что это такая баптистская традиция. Или потому, что кто-то нас заставил это делать. Мы славим Бога в песнях, потому что в уста каждого верующего Бог вложил новую песнь – хвалу Богу нашему. Хвалу за спасение от греха и смерти! 

Мы поем, потому что Бог изменил наши сердца через Евангелие. 

Поэтому, верующий человек – это человек, который всегда живет с песней на устах. Он благодарен Богу. Он воздает Ему всю славу! Он прославляет Его всей своей жизнью и своими устами.

Чарльз Сперджен: «Искреннее прославление Бога – это признак истинного усыновления, свидетельство того, что Божественная благодать изменила сердце».

И когда дети Божьи собираются вместе они объединяются в единой хвале. Через песнопения верующие назидают друг друга и воспламеняют свои чувства к Богу посредством истины.

Верующие поют, потому что, во Христе, они – победители. Когда армия побеждает, солдаты поют так громко, как только могут. Только те солдаты, которые идут домой с поражением, не имеют песен.

Евангелие провозглашает, что все истинные христиане – победители, как пишет Иоанн: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» 1 Иоанна 5:4-5.

Враг поражен Христом! Имея единство со Христом, верующие разделяют с Ним победу.


В. Преемственность

Практика поклонения Богу в общих собраниях народа Божьего через песни берет свое начало, как минимум, со времен Давида. Очень многие псалмы были написаны для воспроизведения и поколения в храме. Во времена вавилонского пленения и после него евреи собирались в синагоги и там пели псалмы, а также некоторые отрывки из Пятикнижия. Другими словами, они пели Слово Божье.

В первом веке эта традиция была принята церковью. «Христианская Церковь была рождена в песне», это слова Ральфа Мартина из его книги «Поклонение в Ранней Церкви».

Мы — поющий народ. Но по какой-то причине, начиная с первого века и почти до времен Реформации, общее пение в церкви было упразднено. В церкви пели только специальные люди, а простые прихожане просто слушали.

Например, в Средневековье ситуация была такая: «Если мирянам запрещено проповедовать и толковать Писание, тем более им запрещено петь на общественных богослужениях в церкви».

И так продолжалось до времен Реформации. Пока Мартин Лютер, Жан Кальвин, Мартин Буцер и многие другие реформаторы не стали писать гимны для общего пения в церкви… Некоторые из этих гимнов сохранились до нашего времени, и поются в современных церквах.

Вот некоторые короткие цитаты известного реформатора и отцов церкви:

Мартин Лютер (1483—1546) писал:

«Я не нахожу удовольствия в человеке, который презирает музыку. Музыка — это не человеческое изобретение; это — дар Бога. Я ставлю ее в один ряд с богословием». Он подчеркивал, что музыка «приготовляет сердце к восприятию Божественного Слова и истины».

Так же приведу слова Жана Кальвина относительно церковного пения («Наставление в христианской вере», 3:20:32):

 «Очевидно, что если пение так глубоко укоренено, что преподносится Богу…, то оно есть украшение, придающее больше достоинства хвале Богу, и хорошее средство воодушевления сердец, дабы они стали более пылкими в молитве. Но нужно постоянно следить за тем, чтобы уши не были более внимательны к гармонии пения, нежели умы – к духовному смыслу слов».

Блаженный Августин (354—430) так описывал благотворное воздействие на него церковной музыки:

«Я плакал от красоты ваших гимнов и песен, меня сильно ободряла благозвучность пения вашей Церкви. Эти звуки влетали мне в уши, а истина проникала в сердце».

Иоанн Златоуст (347—407), сравнивая мирское и духовное пение, говорит:

«Обычные песни и мирские мелодии, щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра, но небесные напевы приводят душу в стройную упорядоченность».

Климент Александрийский (150—215) пишет о том, что христианская душа..

«изливает себя в славословиях, хвалениях, благословениях, в восторженных песнопениях и поэтому ни на мгновение не разлучается со своим Богом».

Итак, мы, христиане, любим петь! Мы любим вместе поклоняться Христу!

Чтобы наше поклонение также было приятным и угодным Богу, важно сформировать правильный подход к музыкальному поклонению.

Ниже приведены основные принципы, по которым мы выстраиваем музыкальное служение в церкви.

 

II. Цели музыкального поклонения

Какова же цель музыкального поклонения?

А. Церковь поет не для того, чтобы:

  • Развлекать и угождать слушателям.
  • Продолжать церковную (денаминационную) культурную традицию.
  • Вносить разнообразие в программу богослужения.
  • Привлекать неверующих людей в церковь.
  • Прославлять музыкантов и лидеров групп прославления.
  • Занять делом «незанятых» в церкви.

В. Церковь поет для того, чтобы:

Поклоняться Господу
Псалтирь 94:1-6 «Придите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего… предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему… Придите, поклонимся и припадем, приклоним колена пред лицом Господа, Творца нашего»

Прославлять Бога
Псалтирь 95:5-6 «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля! Пойте Господу, благословляйте имя Его…»

Учить библейским истинам
Послание к Колоссянам 3:16 «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».

Назидать друг друга библейской истиной
Послание к Ефесянам 5:18-19 «…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу»

Выразить перед Богом эмоции сердца
Послание Иакова 5:13 «Злостраждет ли кто из вас? Пусть молится. Весел ли кто? Пусть поет псалмы».

Провозглашать Евангелие неверующим
Псалтирь 95:3 «Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его»

Мэк Стайлз: «Наши песни должны быть посвящены Евангелию»

III. Основные критерии музыкального поклонения

Какие же требования Писание предъявляет к общецерковному пению?

Для того чтобы вывести некоторые конкретные принципы, будет полезно обратиться к двум текстам из Посланий апостола Павла:

Послание к Ефесянам 5:19 «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».

Послание к Колоссянам 3:16 «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».

В этих стихах Павел обращается в церквам и дает практические наставления, призывая их назидать друг друга и выражать почтение Богу пением духовных гимнов.

Давайте посмотрим, чему тексты выше учат нас относительно общецерковного пения: 

А. Богоцентризм: мы поем для Бога

Оба приведенных выше библейских текста заканчиваются одинаково: «…воспевая в сердцах ваших Господу», что показывает одинаковое конечное направление или одинаковый объект поклонения. «Господу» — это означает, что поклонение должно быть Богоцентричным.

Богоцентричным — это поклонение, которое относится к Богу и то поколение, которое направлено к Богу, совершается в Его присутствии, у Него на виду и на слуху, с желанием угодить Богу в том, Он видит и слышит.

Еще раз повторю, Бог – это тот единственный объект, во славу Которого должно быть направлено музыкальное поклонение.

Несомненно, истинное поклонение должно фокусироваться на Боге, ибо только Он достоин хвалы. Он заслуживает самой пылкой хвалы и должен занимать самое главное место в нашей жизни. Он — наш превоз­несенный Царь, и Он должен восседать на престоле.

Мы славословим Его за то, что Он сделал. Размышляя о Господе, вознося голоса наши в хвале, нам необходимо осознавать, что наши песни должны быть преисполнены признанием Божьих деяний. Бог – наш Творец. Бог – наш Судья. Бог – наш Хранитель. Бог – наш Искупитель. Нужно размышлять о том, что Бог уже совершил в прошлом, совершает в настоящем и будет совершать для нас в будущем. Нам следует прославлять Господа за все Его чудные деяния.

К сожалению, сегодня многие современные песни все больше ориентированы на человека. Все чаще, вместо того чтобы искать оправдания перед святым Богом, верующие считают себя “славными малыми”, перед которыми Бог должен оправдываться. Однако, мы должны отвергнуть такие представления, так как именно Бог – является смысловым и онтологическим центром Вселенной, в том числе и нашей поместной церкви.

Богослужение – это не место для самовыражения или оттачивания музыкальных навыков, это место, которое возвеличивает Бога. Любые иные цели – второстепенны. Начиная со стиля и заканчивая манерой исполнения перед слушателями – ничто не должно отводить взор поклонников от Бога – объекта наивысшего внимания и обожания. Иногда приходится слышать, как церкви в выборе музыки руководствуются вопросом: «А понравится ли эта музыка неверующим?», но этот вопрос в корне неверен, главное – это понравится ли музыка Всевышнему?

Поклонение – это празднование Божьего присутствия, Его дел и Его характера. По существу, церковное пение должно поднимать наш взор ввысь – к Богу, а не опускать его на уровень человека.

Музыкальное поклонение должно быть богоцентричным и вести всю церковь к познанию Бога и Его характера. Оно должно учить о Боге и направлять к Нему.

В. Библиоцентризм: мы поем Слово Божье

Если этот принцип выразить простыми словами, то он означает, что в центре музыкального поклонения должно быть только Писание и его принципы. Мы должны в максимальном объеме наполнить наши песнопения Словом Божьим.

Стих из Послания Павла к колоссянам напоминает о дидактической роли церковной музыки. Христианам заповедано «научать и вразумлять друг друга». Это означает, что песни должны в первую очередь передавать вероучительные истины, доктрины, нежели воздействовать на чувства.

По словам Питера Мастерса «гимн должен бросать вызов тем, кто не верит в учение Библии, и делать это в достаточно конкретных выражениях». В связи с этим очень полезно петь гимны, которые цитируют Писание (таким образом, мы будем петь Библию).

Принцип, когда мы ставим в центр нашего пения Писание, учит нас, в первую очередь, делать акцент на содержании и только потом на форме. А это значит, что оценивая музыку, христианам следует обращать внимание прежде всего не на стиль музыки, ее ритм и мотив, а на то, насколько текст песни здраво, полно и глубоко отражает библейское учение.

Посмотрим еще раз на слова Жана Кальвина относительно церковного пения («Наставление в христианской вере», 3:20:32):

«Очевидно, что если пение так глубоко укоренено, что преподносится Богу…, то оно есть украшение, придающее больше достоинства хвале Богу, и хорошее средство воодушевления сердец, дабы они стали более пылкими в молитве. Но нужно постоянно следить за тем, чтобы уши не были более внимательны к гармонии пения, нежели умы – к духовному смыслу слов».

В библейском поклонении первостепенный акцент всегда должен делаться на содержании музыки, а оно в свою очередь должно формировать приемлемый стиль, и никогда нельзя следовать обратной логике. И даже если у христиан есть стремление в музыке объять как можно большую широту Божьей славы, то делать это следует исключительно богоугодными средствами.

Церковная музыка (неважно, в каком стиле) должна углублять библейское и богословское знание прихожан. Неточная, вырванная из контекста, легкомысленная песня только затормозит духовный рост тех, кто ее поет. Один автор пишет:

«Чрезвычайно важно, чтобы церковные песни были достаточно питательны, чтобы они точно выражали зрелые христианские убеждения, а также тонкости христианского опыта. Упрощенные, сентиментальные, повторяющиеся песни по собственной своей природе не способны передать доктрины Реформации, и в важный момент они оставят народ Божий плохо снаряженным».

Величественное, возвышенное, богоцентричное, утвержденное на Слове поклонение – вот чего требует от нас Писание и что, следовательно, должно быть нашим главным стремлением как верующих в личной сфере и сообща в церкви.

 

С. Общность: мы поем все вместе

Музыкальное поклонение Богу – это не концерт, где есть горстка музыкантов-артистов и толпа фанатов. Бог задумал поклонение, как общее славословие.

Христиане — не острова в океане. Я нужен вам, а вы мне. Время, проводимое в песнопениях говорит об этом. Слияние наших голосов в общем поколении — это один из способов, которым я служу вам, а вы служите мне. Я присоединяюсь к вам в пении той песни, которая выражает вашу веру, а вы присоединяетесь ко мне не в той вести, которую мое сердце возносит во славу Богу.

Важно заметить, что в Новом Завете нет никакого упоминания о существовании церковного хора. Библия не показывает нам верующих первого столетия, подходящих к музыкальному поклонению через каких-то посредников, например через поющую группу или отдельных лиц. Наоборот.

В поклонении участвуют все – вся община единодушно поклоняется Богу единым сердцем и единством голосов.

Конечно, это не значит, что любое сольное пение или пение отдельных произведений музыкальной группой неверно. Многие сольные номера могут оказывать сильное духовное влияние на слушателей. Но мы никогда не должны смещать приоритет общего пения в сторону сольного исполнения. Необходимо отдавать предпочтение именно общему пению, которое подразумевает участие всей церкви. Иначе, как отмечает известный автор Марк Девер, книги которого мы все читаем:

«Люди постепенно могут прийти к мысли, что поклонение – это пассивное созерцание, в то время, как в Библии мы не находим этому подтверждения. <…> Более того, «…с течением времени отделение «исполнителей» от «остальных» может незаметно сместить акцент нашего внимания с Бога на музыкантов и их таланты – смещение, которое часто выказывается аплодисментами в конце некоторых исполнений. Кому предназначаются эти аплодисменты?»

Контекст обоих текстов из Посланий к колоссянам и ефесянам говорит о совместном поклонении Богу. Назидание должно быть направлено «друг на друга», а не на себя (в отличие от частного, личного поклонения). Пение гимнов вместе, всей церковью, ведет к единству церкви на основании ясного христианского учения и практики.

Одна из важнейших функций поклонения на богослужении состоит в том, чтобы подчеркнуть общинную природу церкви и взаимное служение, которое созидает единство.

 

D. Единство: мы поем сплоченно

Другими словами, наше музыкальное поклонение не должно вызывать разделений в церкви. К сожалению, реальность современных евангельских церквей выражена в следующих словах: «Если вы хотите разделить церковь, просто поднимите вопрос о церковной музыке». 

Однако, мы в нашей поместной церкви убеждены в том, что духовно здоровая церковь избегает разделений связанных с поклонением. Музыка, исполняемая на богослужении не должна служить соблазном. Такое может быть в том случае, если стиль музыки очевидно вызывающий и непригодный для церковного богослужения. Марк Девер пишет:

«Одна из важнейших функций общего пения состоит в том, чтобы подчеркнуть общинную природу церкви и взаимное служение, которое созидает наше единство. Одной из причин, почему мы собираемся вместе по воскресеньям, является напоминание самим себе о том, что мы не одиноки в исповедании Иисуса Христа Господом и в вере в духовные истины… Когда мы слышим друг друга, вместе воспевая одни и те же слова, мы слышим общую мелодию, и разнообразие голосов, которые выражают единство и разнообразие членов церкви, побуждая нас продолжать совершать земное поприще»

 

Е. Пламенность: мы поем с воодушевлением

Нередко можно наблюдать, как современные евангельские церкви наполняются людьми, которые вроде бы и пытаются славить Бога, но весь их внешний вид говорит о том, что им не нравится все то, что они делают.

Пессимистическая церковь – это церковь последнего времени. Это место, где все ходят в скорби, потому что сердца людей не горят желанием прославить Бога. Однако, Писание говорит нам о том, что истинное поклонение обязательно затрагивает эмоции человека: Иакова 5:13 «… Весел ли кто? Пусть поет псалмы». 

«Если кто-либо из вас страдает – пусть молится. Кто-то счастлив? Пусть поет хвалебные песни» (НРП)

Если в сердце человека радость, то он будет петь с воодушевлением, со страстным желанием будет поклоняться Богу! Поклонение идет от корней, уходящих очень глубоко в Бога, и должно также глубоко укореняться в человеческом сердце, и фокусироваться на Самом Боге настолько неуклонно, что должно быть делом полным серьезной радостью!

Чарльз Сперджен: «Любое существо счастливо, когда делает то, для чего оно предназначено. Птица, сотворенная для полета, мучается в клетке. Орел погибнет в воде, а рыба, созданная для воды, умрет на суше. Христиане сотворены для прославления Бога, и мы оказываемся в родной стихии лишь тогда, когда восхваляем Бога. Самые счастливые моменты нашей жизни – это те, в которые мы забыв обо всем, кроме великого Иеговы, склоняемся перед Ним в радостном благоговении и блаженной хвале».

Петь хвалу Богу – это естественный ответ радостного сердца!

Известный богослов 20-го века, давая определение поклонению, сказал следующие слова:

«Поклонение – это приношение Богу всей нашей природы. Это оживление совести Его святостью; питание ума Его истиной; очищение воображения Его красотой; открытие сердца к Его любви; посвящение воли Его изволению – все это соединено в поклонении, в самых бескорыстных эмоциях на которые способна наша природа…».

 

F. Вдумчивость: мы поем с благоговением

Мы должны петь не только воодушевленно пламенно, но и с вдумчивым благоговением. Павел говорит: «научайте и вразумляйте друг друга псалмами». 

Псалтирь 46:7,8 «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно»

Воспевая, мы вспоминаем о страданиях нашего Господа, мы сокрушаемся о грехах, мы исповедуем свою немощь и Его величие – все это наполняет церковь атмосферой благоговения. Мы поем с благоговением!

Давайте петь гимны, которые идут от нашего сердца, преисполненного Духом. Давайте петь песни, которые помогают нам делится своей верой с другими. Давайте петь славословия, которые приближают нас к сердцу Божию и дарят нам ощущения того, что мы часть Божьей семьи.

 

Призываю вас к молитве за наше общецерковное поклонение: 

  • Чтобы все наше поклонение было сердечным и исходило из сердца исполненного Духом Святым;
  • Чтобы мы были радикально и максимально сфокусированы на Боге;
  • Чтобы все были укреплены глубокой Библейской истиной;
  • Чтобы мы все могли создавать самые лучшие пути для назидания друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями;
  • Чтобы мы принимали такое разнообразие музыки и пения, которое более всего подходит к нашей культуре и было угодно великому Богу.

В заключении хотелось бы обратиться к тексту псалма:

Воспойте Господу новую песню; вся земля, воспой Господу. Воспойте Господу, благословляйте Его Имя, говорите о Его спасении каждый день. Возвещайте славу Его среди народов, чудеса Его среди всех людей, потому что велик Господь и достоин беспредельной хвалы; Он внушает страх более всех богов. Все боги народов – идолы, а Господь сотворил небеса. Слава и величие перед Ним, сила и великолепие в Его святилище.

(Псалом 95:1-6, НРП)

 

Вам может быть интересно:

1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *