Недавно мне задали вопрос о том, как у нас проходит подготовка к служению и какой программой мы пользуемся для слов, аккордов и нот. Я решил подготовить более детальный текст о том, как наша команда в целом готовится к собраниям церкви с технической стороны. Здесь будет минимум деталей о духовной подготовке, в основном матчасть — как мы синхронизируемая между собой, готовимся и какими программами пользуемся.

Подробнее о подготовке с точки зрения принципов выбора песен, подготовки к репетициям и их проведении, продумывании связок и тд. я расскажу в другой раз.

Планируем расписание участников

Последний год мы перешли на планирование графика на месяц вперед. Самостоятельно или с другими лидерами я составляю расписание на месяц вперед, после чего, прошу ребят подтвердить его. У нас есть отдельный человек, который отвечает за то, чтобы согласовать со всеми музыкантами их участие и проставить цветовое подтверждение в табличке. Это помогает понять, кто будет участвовать, а кого необходимо заменить и в целом, дает ясную картину как часто участвуют музыканты и вокалисты. 

В том числе этой табличкой активно пользуется наша техническая команда. В соответствии с количеством музыкантов они планируют свое участие — сколько людей понадобится на монтаж/демонтаж, какие будут звукорежиссеры и т.д. (пока мы собираемся в зале, который арендуем, поэтому, каждый раз ставим, настраиваем и убираем оборудование). 

Вот ссылка на табличку

Зеленым цветом мы заполняем ячейки, когда человек подтвердил свое участие. Красным, если в этот день он не может. Оранжевый — под вопросом.

В этой же табличке, мы держим расписание технической команды. Там все очень похоже, только вместе названия инструмента, технические позиции: звукорежиссер live, звукорежиссер трансляции, слайды, свет и т.д. 

Табличку можно скопировать себе и пользоваться, как вам удобно. Можете скорректировать ее для контекста своей церкви и служения. 

Определяемся с песнями

Все начинается с того, что лидер (или тот, кто будет вести музыкальную поклонение) смотрит в табличку проповедников, чтобы узнать:

  1. Кто проповедует
  2. Тему проповеди и текст Писания
  3. Ключевые мысли и выводы

Мы ведем Гугл таблицу, в которой есть график и на несколько месяцев вперед прописаны проповедники. Темы проповедей сейчас планируются на предстоящие 1-3 недели. Исходя из этой информации лидер готовит список песен отправляет его команде. Иногда, мы уточняем некоторые моменты или пожелания у пастора/проповедника, чтобы точнее поддержать воскресную тему проповеди.

При подготовке мы в том числе ориентируемся на списки песен, которые пелись в последние 1-2 месяца, чтобы избежать частых повторов. У нас есть телеграмм канал для музыкантов и вокалистов, , где кажд неделю мы публикуем список песен (об этом подробнее чуть ниже). 

Синхронируемся с администратором служения 

В нашей церкви есть человек, который отвечает за синхронизацию всех частей воскресного служения — своеобразный продюсер/администратор служения. Он продумывает его логику, наполнение, определяет последовательность блоков и держит связь со всеми участниками служения. Весь ход собрания мы прописываем и фиксируем для всех публичных участников в гугл докменте. Таким образом, есть ли на собрании ведущий или нет, все знают, когда нужно выходить и заранее к этому готовы. 

После того как список песен определен, мы списываемся с нашим администратором и решаем как будем начинать служение, какой текст Писания будем читать, чтобы связать его с блоком песен и общей темой служения, будет ли тематическая молитва пастора и какие будут переходы между блоками. Все это для того, чтобы собрание проходило максимально целено, гладко и помогло церкви сосредоточиться на поклонении Богу.

Например, мы можем начать с приветствия ведущего и чтения текста Писания, в котором прозвучит призыв к поклонению, после которого мы начнем блок поклонения. Или по-другому — начинает собрание лидер музыкальной команды, коротко приветствуя всех и пригласив собрание к пению. Пример хода одного из собраний по ссылке 

Готовим музыкантов и вокалистов  

Я пропущу детальное описание подготовки лидера, только скажу, что он определяется с количеством, последовательностью, аранжировками, тональностями песен и теми вокалистами, которые будут вести те или иные песни.

Как только песни определены, мы отправляем список в закрытый Телеграм канал. В нем музыканты и вокалисты смогут посмотреть список песен, тональности и примеры, на которые стоит ориентироваться при подготовке своих партий. Чаще всего примеры мы даем ссылками на ютуб, иногда на Apple/Yandex music. В нашем чате и в канале закреплен пост со ссылками на нашу открытую базу песен (слова, ноты, аккорды) и расписание.

Список стараемся отправить в начале недели — в идеале в понедельник, но иногда затягиваем до вторника или среды. Чем раньше ты отправляешь список, тем больше у людей будет времени на подготовку и проработку партий. Обычно, список выглядит примерно так: 

На репетиции и служении 

Мы пользуемся планшетами iPad и программой OnSong, в которой уже залита наша база песен. Это очень удобное приложение для музыкантов, в котором можно:

  • составлять списки песен, 
  • объединять их в блоки, 
  • устанавливать метроном и тональности 
  • быстро транспонировать, 
  • делать пометки 
  • Передать по блютусу список музыкантам рядом 
  • и тд.

Возможностей очень много, это основные, которыми мы пользуемся. Детальнее можно посмотреть на их сайте — http://onsongapp.com. Сейчас приложение стало достаточно дорогим, но повторюсь, оно очень удобное и стоит своих денег.

Взаимодействуем с командой проектора и слайдов 

Команда проектора берет информацию о списке песен, дополнительных слайдах, текстах Писания, которые нужно будет подсветить и тд. из таблицы, где мы фиксируем ход служения. В том числе, на неделе проповедник отправляет на почту команды слайдов конспект проповеди и основные пункты, которые будет необходимо вывести во время его проповеди.

Наша синхронизация с командой проектора проходит чаще всего утром перед служением. Лидер или кто-то из музыкантов дополнительно пробегается по слайдам вместе с тем, кто будет сидеть на слайдах. Это нужно для того, чтобы проверить правильную последовательность куплетов, припевов и скорректировать при необходимости количество повторов или возможные изменения.

Для проецирования мы пользуемся программой ProPresenter — это очень удобный софт, который заточен в основном для церквей и проекции совершенно разных медиа материалов. Видео, аудио, синхронизация с различными другими программами — это далеко не весь список того, что можно там делать. Ценник не дешевый, но эта программа пожалуй лучшая и наиболее удобная для этих целей.

Вместо заключения

Это основные ресурсы и схемы, которые мы используем сейчас в ходе подготовки к служению. Конечно, не всегда все идет идеально гладко, но эту схему мы регулярно улучшаем и оптимизируем. В данный момент этот вариант взаимодействия для нас работает. Уверен, есть более продвинутые варианты взаимодействия и софт, которые позволяют еще лучше и продуктивнее сихронизироваться (например, программа для планирования богослужений и объединения всех участников Planing Center — но она только на английском и подписка стоит достаточно дорого).

Смело делитесь в комментариях своими мыслями, идеями или вашими схемами взаимодействия — уверен, для многих это будет интересно и полезно. 

1 комментарий

  1. Привет, классная статья.

    Хочу тоже поделиться инструментом для музыкантов и команды мультимедиа.

    https://songbook.xyz/l/uVGdKgm15

    Тут можно составлять списки песен, транспонировать аккорды, делиться ссылкой на списки и песни с группой, скачивать готовые красивые презентации PowerPoint.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *