Каждый раз, когда христиане-музыканты собираются вместе, мы склонны считать, что можем отложить богословие в сторонку и сосредоточиться на технике исполнения, поисках и обсуждении нового оборудования, повышении нашего мастерства и методах. Возможно, нам кажется, что богословие не так уж и важно. Что бы нам ни казалось, хочу внести ясность: богословие играет огромную роль (даже на христианских музыкальных конференциях).
Богословие — это библейская наука, изучающая Бога в целом и Его отношение ко вселенной и человеку. Богословие позволят нам лучше познавать Бога, особенно то, что Он открыл нам о Себе в Писании. Сюда входит не только изучение Библии, но и понимание каким образом различные её части составляют одно целое. Христиане-музыканты должны владеть богословием, но прежде, чем объяснить, зачем оно нам, позвольте привести в пример четыре возражения, с которыми вы, вероятно, уже сталкивались:
1. Люди спорят о богословии
Да, это так. Отчасти потому, что мы греховны, но в большинстве случаев потому, что есть истины, за которые стоит бороться и которые стоит защищать, а порой даже и умереть за них; потому что они являются вопросами спасения души и счастья человека.
2. Богословие всё усложняет.
Все зависит от того, что вы имеете в виду под усложнением. Если вы говорите, что богословие делает жизнь сложной, то, согласно вашей логике, умение играть на инструменте делает сложным сам инструмент, тогда и богословие действительно усложняет жизнь. На самом же деле, оно не усложняет жизнь, а наоборот – облегчает её. Богословие учит нас тому, что важно для Бога и помогает принимать решения, основываясь на истине, а не на эмоциональном порыве. Она защищает нас от чтения стихов вне контекста или чтения только наших любимых отрывков. Теология объясняет такие слова как “слава”, “евангелие”, “спасение” и “любовь”. Оно также помогает понять, чем мы вообще занимаемся каждое воскресение. Не богословие усложняет жизнь, а его незнание.
3. Изучая богословие, люди становятся гордецами.
Не должны. Чем лучше мы узнаём Бога, тем смиреннее должны становиться, и тем более должны понимать, что наши знания всегда будут ничем по сравнению с тем, что мы ещё не познали. Послушайте, что говорит апостол Павел:
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. (Послание к Римлянам 11:33-36)
4. Нам всё равно этого полностью не понять.
Тот факт, что мы не в состоянии полностью познать Бога еще не означает, что мы не можем по-настоящему знать некоторые вещи. Господь открыл нам Себя через Своё Слово и дал нам Святого Духа, чтобы мы могли познавать Его.
Далее приведу три довода, по которым богословие должно иметь принципиальное значение в жизни и служении христиан-музыкантов.
Каждый из нас уже богослов
Каждый христианин, музыкант он или нет, уже богослов. Вопрос в другом, какой вы богослов — хороший или плохой? Мы хорошие богословы, если наши слова и мысли о Боге согласовываются с тем, чему учит Писание. Мы плохие богословы, если наши суждения о Боге туманны и неясны, или мы думаем, что Бог относится ко греху также как и человек. Если Бог легко относится ко греху, тогда мы естественным образом будем рассматривать Христа как хороший пример для подражания, но не видеть в Нем нашего Спасителя; или мы можем делать неосмысленные заявления, которые будут показывать, что Бог слишком слаб, чтобы избавить нас от зла или настолько высок, что Ему нет дела до нас.
Как стать хорошим богословом? Во-первых, через чтение Писания, изучение его и размышление над ним, так как оно – откровение Бога о Самом Себе. К сожалению, многие из нас изучают Библию так же, как если бы мы ходили в спортзал. Мы знаем, что это полезно. Пытаемся держать себя в форме, делаем вид, что у нас есть чёткий план занятий. И всё же большую часть времени мы забываем о нём.
Хорошим богословом можно также стать, дополнительно читая книги тех, кто уже прочитал Библию, изучил её и поразмышлял над ней.
Я встречал людей, которые не читают книги по богословию, потому что не хотят, чтобы на их понимание Библии повлиял кто-то другой. Такие люди говорят: “Бог не стал бы использовать другого человека, чтобы помочь мне лучше понять Его Слово”. Это просто смешно. Нам нужна любая помощь, которая только доступна.
Вот полезные книги, которые помогут лучше понять эту тему:
- “Познание Святого” – А. В. Тозер
- “Познание Бога” и “Краткое богословие” – Джеймс Пакер
- “Систематическое богословие” – Уэйн Грудем
Господь открывает Себя прежде всего через слова, а не через музыку
По причине глубоких переживаний от ощущений Божьего присутствия во время музыкального поклонения, мы ошибочно можем полагать, что слова ограничивают Дух, в то время как музыка по-настоящему позволяет почувствовать присутствие Бога. Если бы Бог хотел, чтобы мы познавали его прежде всего через музыку, то Библия была бы саундтреком, а не книгой. Когда тобой движет музыка, это кардинально отличается от того, когда тебя меняет Божья истина. Музыка влияет и помогает во многом, но она ни в коем случае не заменит истин, которые говорят нам о Боге. Сама по себе музыка никогда не сможет помочь нам понять значение Божьей трансцендентности и величия, природы воплощения или заместительной жертвы Христа за грех.
Проще говоря, истина вечна, мелодия – нет. Если мы хотим лучше знать Бога, то мы будем изучать Его Слово.
Правильное богословие учит нас, как стать хорошими музыкантами
- Богословие учит о предназначении музыки
- Предназначение музыки – всколыхнуть в нас сильные чувства по отношению к Богу и помочь выразить их.
- Музыка предназначена служить словам, а не заглушать их.
- Музыка предназначена для наставления и выражения единства в церкви, а не для сеяния раздоров и разделений.
- Разнообразие музыкальных стилей, направлений и жанров – наглядный пример разностороннего творчества Бога и различных красок Его славы.
- Музыка не должна и не может спустить Бога с небес или иным образом заставить Его присутствовать во время музыкального поклонения. Только Святой Дух указывает нам на присутствие Бога, будь то с музыкой или без нее.
- Богословие заявляет, что поклонение – больше, чем просто музыка
- Слова из Ветхого и Нового Заветов, которые мы переводим как “поклонение”, связаны с идеями преклонения, оказания почета и служения Богу всей жизнью. С музыкой идея поклонения связана всего в паре стихов.
- Музыка – это только одно из выражений моего поклонения Богу, а не все мое поклонение Ему и даже не главная его часть.
- Богу поклоняются: мужья, когда любят своих жен, дети, когда подчиняются своим родителям и почитают их, мы, когда благовествуем, когда посвящены нашей поместной церкви, когда служим другим, когда щедры и когда радуемся посреди испытаний. Мы поклоняемся Богу, когда по Его благодати мы противостоим и воздерживаемся от сплетен, злобы, порнографии и тд.
- Богословие утверждает, что Иисус превосходнее музыки.
- Музыка может дать мне временное утешение. Иисус может дать мне утешение вечное. “Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати” (2 Фес. 2:16)
- Музыка не может сделать меня ближе к Богу – только Иисус может, и уже сделал.
“Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым” (Евр. 10:19) - Музыка не умирала за мои грехи, чтобы примирить меня с Богом – это сделал Иисус! “Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных” (1 Пет. 3:18)
- Музыка только помогает мне ЧУВСТВОВАТЬ надежду. Иисус воскрес из мертвых, чтобы дать мне НАСТОЯЩУЮ надежду НАВСЕГДА.
“Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому” (1 Пет. 1:3)
Давайте упражняться в мастерстве, развивать умения, достигать совершенства в музыке. Но давайте также не забывать, что мы христиане-музыканты, призваны любить Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением и всей крепостью.
Давайте стараться быть не просто самыми лучшими музыкантами, но и самыми лучшими богословами. И да возвеличится имя Иисуса в наших жизнях в то время, как мы будем использовать наши дары и таланты для Его славы.
P.s. большое спасибо за перевод и адаптацию материала Евгению Албутову и Владимиру Кузину.
Оригинал статьи Боба Кофлина здесь
Мне кажеться много жанров которые не являются результатом Божьего творчества?
Иван, спасибо за комментарий. Это хороший вопрос. Стоит о нем поговорить в отдельном посте.
В тексте я не говорил о том, какие жанры являются результатом Божьего творчества, а какие нет. Мысль заключается в том, что смотря на разнообразие музыки, мы видим насколько велик Господь в Своем творчестве, потому что Он ее создатель. Точно также, смотря на природу, мы видим всемогущество и разнообразие Его творения.
То, как люди применяют музыку — это уже другая тема.